31.03.2024

Накануне дня памяти святителя Григория Паламы Архипастырь совершил богослужение в Александро-Невском храме Орла

Вечером 30 марта, в канун Недели 2-й Великого поста и дня памяти святителя Григория Паламы, митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил всенощное бдение в храме святого Александра Невского в 909-м квартале города Орла.

Вечером 30 марта, в канун Недели 2-й Великого поста и дня памяти святителя Григория Паламы, митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил всенощное бдение в храме святого Александра Невского в 909-м квартале города Орла.

Архипастырю сослужили настоятель храма святого Александра Невского иерей Сергий Капустин, руководитель информационно-аналитического отдела Орловской епархии иерей Алексей Лаушкин и клир храма.

* * *

Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в 14 веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Не вдаваясь в тончайшие оттенки этой полемики, можно объединить их общим вопросом: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир?

Святитель Григорий Палама выразил свою точку зрения на это в блестящей формулировке: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога. Но и не отделен от Него совершенно. Их связь можно уподобить звучащей музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла, и звучит (то есть — имеет бытие) лишь благодаря творческому действию ее исполнителя.



Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким явлением этих нетварных энергий он считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, а также свет, который открывался некоторым христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни, сама суть нашего спасения. Это — обо´жение, когда человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий соединяется с Богом.

Учение святителя не было чем-то новым в Церкви. Догматически его учение является сходным с учением святого Симеона Нового Богослова о Божественном (Фаворском) свете и учением преподобного Максима Исповедника о двух волях во Христе. Однако именно Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для каждого христианина вопросов.

Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии.

Фото:  Евгений Мартынов.

Последние новости

Новости

Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 59480 на рассмотрении 6843 решено 52637 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим

Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости гриппом и ОРВИ в Орловской области

   На территории Орловской области заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями умеренная, за 16 календарную неделю 2024 года (15.04.2024 – 21.04.2024) зарегистрировано 3 660 обращений (52,27 на 10 тыс.

Налоговики Орловской области успешно доказывают незаконные схемы уклонения от налогов

УФНС России по Орловской области в арбитражных судах успешно доказываются схемы незаконной налоговой оптимизации, созданные налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *