Мосты и берега
24.01.2023

Мосты и берега

Люди делятся на созидающих и разрушающих. Первые оставляют после себя светлую память и творения, которые служат современникам и потомкам долгие-долгие годы.

Люди делятся на созидающих и разрушающих. Первые оставляют после себя светлую память и творения, которые служат современникам и потомкам долгие-долгие годы.

К созидателям однозначно относится Алексей Грегуль - строитель и проектировщик мостов.

Алексей Митрофанович Грегуль, которому в марте исполнится 85 лет, сейчас орловский пенсионер. Буквально несколько лет назад он отошёл от дел. А творения его стоят и ещё долго будут служить людям. За свою жизнь он построил более трёхсот мостов, из них свыше ста - в Орловской области, более десяти - в Орле.

Шесть мостов - через Оку. Это Герценский мост, железнодорожный от Лужков на Брянск, недалеко от него пешеходный от озера к «Дормашу», мост в районе с. Гать, в районе металлобазы на ул. Михалицына, пешеходный к заводу УВМ.

В Орловской области Грегуль строил мосты в 22 районах, если брать другие регионы России, то - в Брянской, Курской, Белгородской, Псковской, Смоленской, Тульской, Московской, Ленинградской, Липецкой, Воронежской и Вологодской областях. Также строил в четырёх областях Белоруссии и в двух областях Украины.

Не всё и всегда было гладко, случались порой и накладки. Вот как, например, с мостом через реку Цон.

- Это был 1973 год, март месяц, - вспоминает Алексей Митрофанович. - Собрались бетонировать ригель опоры. У нас был гусеничный кран с длинной стрелой. За ночь громадный паводок поднял уровень воды. Кабина крана под воду ушла. Над поверхностью торчала только половина стрелы. Откачивать и высушивать потом пришлось долго.

Но какой бы природный или человеческий фактор ни вносил коррективы, объект сдавался в срок, качественный и надёжный.

Что-то иногда приходилось исправлять и совершенствовать в ходе строительства. Так, например, мост длиною 320 метров в Витебске через Западную Двину был реконструирован в 1968-м всего за полгода. По проекту предполагалось произвести 40 тысяч заклёпок, но, изменив конструкцию, оставили только 10 тысяч, значительно сократив время строительства.

Дома у Алексея Митрофановича хранится много записей и чертежей, которые он намеревается передать краеведческому музею. Это реально какая-то высшая математика, скрупулёзная, огромная работа. Думаю, немного найдётся специалистов, обладающих такими знаниями. Этот интеллектуальный и практический багаж Грегуль накапливал долгие годы.

Алексей Грегуль родился 8 марта 1938 года в украинском селе Короливка Фастовского района Киевской области. Их было пятеро братьев в семье отца-кузнеца. Алексей - по возрасту второй.

Умение работать и по максимуму делать всё, за что берёшься, Алексей Митрофанович получил именно от своих родителей - трудолюбивых, ответственных людей. Он вспоминает, как колхозница мама чётко и аккуратно вела домашнее хозяйство, как нагоняла на третий день на прополке свёклы других работниц, два дня до этого посвящая домашнему хозяйству и своим пятерым маленьким мальчишкам.

Семилетнюю школу Алексей окончил на отлично, особенно любил математику. Отец посоветовал сыну: «Поступай в железнодорожный техникум. Железная дорога была, есть и будет. Основательная штука». Поехали в Киев, побеседовали с директором техникума. Тот назвал специальности, которым там учат. Алексей выбрал «мосты и тоннели». Поступил как отличник без экзаменов. Техникум впоследствии он окончил с отличием, затем с красным дипломом - МИИТ (Московский институт инженеров транспорта). Также изучал мосты и тоннели.

В 1961 году выпускника направили в Гомельский дорожно-строительный техникум преподавать курсы «Мосты» и «Статика сооружений». Через пять лет он сменил теорию на практику. И с этого дня строительство мостов стало делом всей его жизни. Шесть лет Грегуль проработал в Витебске. Сначала прорабом, потом старшим прорабом, заместителем начальника мостопоезда.

В 1972 году А. М. Грегуль был направлен в Орёл на должность главного инженера Мостопоезда № 448, с 1975 года переименованного в Мостоотряд‑66, в 1983-м стал его руководителем. С 1991 по 1993 год работал начальником главного управления строительства и ЖКХ Орловской областной администрации, затем возглавлял мостовое ремонтно-строительное управление автодороги Москва-Харьков.

В конце 1980-х Алексею Грегулю предлагали переехать в Ленинград и возглавить строительный главк, но он отказался, остался верен Орлу. В конце 1990-х поступило предложение возглавить крупную московскую строительную организацию, но Орёл, давно ставший родным, снова перевесил в душе.

У Алексея Митрофановича замечательная, интеллигентная, дружная семья, прекрасная супруга Светлана Николаевна, с которой они отметили бриллиантовый юбилей совместной жизни. Алексей Митрофанович по праву может гордиться своими детьми и внуками. Один из четырёх внуков - московский школьник Анатолий Шувалов - несколько лет назад принял участие во всероссийском детском творческом конкурсе «Скажи спасибо» и стал лауреатом в номинации «Бабушки и дедушки». Вот что он писал: «Нам, четырём внукам, Дед всегда первым рассказывал про особые свои придумки - «шедеврики», как он их называл, будь то придуманная им конструкция или новый способ крепления сваи в мёрзлую почву… Это всегда было что-то уникальное, свойственное только этому мосту, это всегда было неожиданное решение, маленькое открытие в проектировании или в строительстве. Там, где многие отказывались, боялись, Дед смело и решительно брался за дело и блестяще выполнял задачу».

В 2000-е Алексей Митрофанович посвятил себя проектированию. Много проектов было сделано для Якутии. Запроектировано более двух десятков мостов и слипов с уникальными идеями. Мосты балочные, висячие, арочные автомобильные, пешеходные… Там, в Республике Саха, строительство мостов возглавляет его любимый ученик Василий Мазур.

- Вася - талант! Вася - чудо! - восклицает Грегуль и начинает рассказывать, как Василий Мазур за десять дней построил объект, в то время как точно такой же другая организация строила два месяца.

Признаться, было очень трудно повернуть разговор именно на героя моего материала: Алексей Митрофанович больше говорил о других, уточнял, что Герценский мост, например, строился вместе с Александром Владимировичем Старостиным и что он очень гордится своим бывшим сотрудником. Вспоминал, как самоотверженно трудились на объектах рабочие. Приводил примеры, рассказывал истории.

Инженер строительного контроля ООО «Мосдорпроект» (г. Воронеж) Александр Старостин так отзывается о своём учителе: «Под руководством Алексея Митрофановича я построил много объектов. С ним было очень интересно работать. Он принимал неординарные грамотные решения. Всему, чему можно научиться в мостостроении, учился у него, в том числе целеустремлённости. Благодаря его школе я востребован до сих пор, принимал участие в строительстве Крымского моста и других серьёзных объектов».

Сейчас Старостин занимается ремонтом Красного моста, исправляет то, что натворили реконструкторы-предшественники…

- Печальное время сейчас для мостов настало, - вдруг задумчиво произнёс в нашей беседе Алексей Митрофанович. - Мы пока ещё не разучились строить, но вот содержать уже не умеем - ни дома, ни дороги, ни мосты, ни набережные. Когда я возглавлял областное коммунальное хозяйство, существовала специализированная организация, занимавшаяся содержанием дорог и мостов. При горкомхозе было дорожно-эксплуатационное управление. А у кого мосты сейчас на балансе? И вот ещё соль - злейший враг бетона, который от неё разрушается…

И что-то было в этом от грустного возгласа лесковского Левши, который просил передать, что «у англичан ружья кирпичом не чистят»…

Говорят, душа умирает, когда человек перестаёт мечтать. Заветная мечта Алексея Митрофановича - пешеходный мост, соединяющий Советский и Железнодорожный районы Орла через реку Оку - от наб. Дубровинского до городского парка. За десять минут можно было бы преодолеть расстояние, разделяющее районы. Когда-то в генеральной схеме города этот мост был запланирован. Им полностью спроектированы три варианта этого моста-красавца. Но время вносит свои коррективы. Сохранить бы сейчас то, что есть.

И ещё хотелось бы, чтобы мы хранили славную историю тех, кто действительно очень много сделал для всех нас, живущих ныне, и тех, кто будет жить после нас. Имя Алексея Митрофановича Грегуля достойно, того чтобы оно было внесено в список почётных орловских граждан. Благодарная память - это надёжнейший мост, который соединяет прошлое, настоящее и будущее.



Автор: Анжела Сазонова

Последние новости

муниципальный этап олимпиады юных инспекторов  дорожного движения

30 января на базе БОУ «В-Ольшанская сош», прошел муниципальный этап олимпиады юных инспекторов  дорожного движения.

Режим повышенной готовности в Орловской области продлен до 28 февраля

В Орловской области в связи с напраженной эпидемиологической обстановкой продлен режим повышенной готовности.

Январь в Орловской области выдался теплее и суше нормы

По данным мониторинга ресурса « Погода и Климат », также установлены пять рекордов.

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *