16.10.2023

В орловском театре «Русский стиль» ловили воздух сегодняшнего дня

Эта небывалая история в муниципальном драматическом театре «Русский стиль» им.

Эта небывалая история в муниципальном драматическом театре «Русский стиль» им. М.М. Бахтина случилась в день открытия 30-го сезона.

«Важней всего…»

Ежегодное торжество, как здесь водится, началось с программного вступительного слова бессменного художественного руководителя театра заслуженного артиста России Валерия Симоненко.

Говоря о выборе пьесы для премьеры, Валерий Симоненко отметил важность «уловить воздух сегодняшнего дня, попасть в один ритм дыхания со зрителем». Если прошлогодний театральный сезон прошёл под знаком премьеры «Я люблю тебя, Россия!», и коллектив выступал с этим спектаклем весь год в школах и на различных городских площадках, то свой 30-й сезон «Русский стиль» открыл пьесой, в воздухе которой разлито: «Жди меня, и я вернусь…».

Негромкая, трогательно домашняя одноактная пьеса «Джек» (12+) известного драматурга и киносценариста Виктора Ольшанского, погрузившая зрителя в историю об одиночестве, верности и вознаграждённом ожидании счастья, оказалась абсолютно подходящей к моменту времени.

Сложилось всё! И «воздух» спектакля оказался тот, и сценография, и артисты на высоте. Формат лирической комедии (смех и слёзы) к тому же увенчался «небывалой» развязкой. Были заметно, что артисты проживали свои роли с удовольствием, а зрители сопереживали этой «жизни других» с радостью; погрузив свои души в сострадание и, хочется верить, очистив их.

Часть зала всплакнула, часть загрустила. И все задумались…

О чём? О том, что прекрасные люди на свете всё же есть! И, возможно, это ваш одинокий сосед…

О напрочь позабытой за последние десятилетия надёжной уверенности, что человек человеку друг; и это не банальность, а такая объединяющая людей вера.

О том, что в жизни (и не только детей) случаются новогодние чудеса. А все утраты – и пропавший пёс, и заБЛУДившийся,в корневом смысле этого слова, отец ребёнка – отыщут дорогу домой.

О том, что всё запутанное может распутаться. Но не само собой, а с помощью доброго сердца и деятельной любви.

«Вот опять окно, где опять не спят…»

Лирическим камертоном настроению спектакля становятся два экзистенциальных стихотворения – Марины Цветаевой и Роберта Рождественского.

Цветаевское стихотворение про «окно в ночи» – это такой символ тревог и сердечной бессонницы молодой женщины, уставшей от навалившихся на неё проблем. Она гордо воспитывает дочь одна, разрываясь между работой и ребёнком.

От стихотворного шедевра Цветаевой веет отчаянием вселенского одиночества (везде, всегда, в толпе, в городе-миллионнике, отныне и присно и во веки веков), но при этом ему довольно простого созерцательного импульса: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнём!». Авторы же постановки на наших глазах разыгрывают версию деятельной, практической помощи попавшему в беду.

А вот стихотворение Рождественского, пропитывая ткань спектакля, оказывается гимном тем, кто сумел впустить перемены в свои жизни, разобрать прошлые завалы, отличить главное от второстепенного: «Человеку мало надо. Лишь бы дома кто-то ждал».

Встречайте: люди-«кошки», люди-«собаки»

Считается, что ментальная память каждого человека хранит рудименты сознания, когда то или иное животное было охранителем и тотемом его древнего рода. Говорят, что и людские характеры схожи с повадками того или иного животного. По теории доморощенного философа, оставшегося неизвестным, люди делятся на две большие группы «товарищей по интересам»: одни – «кошки», другие – «собаки».

Похоже, драматург Виктор Ольшанский, психологически разрабатывая сюжет, положил эту теорию в основу своей комедии.

В пьесе «Джек», если присмотреться, три персонажа наделены свойствами человека-«собаки», и эта тройка главных героев высвечивает разные грани преданного и надёжного характера.

Мама Вероника служит своей семилетней дочери, преданно дружит со школьным товарищем, своим начальником, любит мужа-изменника, которому показала на дверь. Ведущие свойства её судьбы – верность, терпение и постоянство.

Девочка Любочка – домашняя командирша и диктаторша (юная актриса Анна Литвиненко со своим дебютом справилась блестяще). Она поддаётся фантазиям маминой дрессуры, легко включается в игру, но эта капризная «комнатная болонка» уже любит покомандовать старшими… Она никогда не предаст тех, кого любит, к кому привязалась. Но её верность гипертрофирована. Любочка безапелляционна, её внутренний мир ещё эгоцентричен. Как изречёт «золотое слово» – режь её, ешь её с маслом – не сдвинется со своей позиции. Перед зрителем – жестокое даже в своей безусловной и великой любви детство: сказала, что житья ей без Джека не будет, мама не горюй – «отыщи-верни собаку-дружка». «Хоть из-под земли достань пропажу! Иначе мне не жить!».

Одинокого пенсионера Виктора Михайловича, по сценарию – ветерана локомотивного депо, блестяще представил мастер сцены Владимир Верижников. Его герой – дважды человек-«собака»; и по своей природе, и по сюжету. Сначала он даже внешне Дворняга (спасибо костюмеру), похож на брошенного хозяином пса. А для кого вычёсывать шерсть, коли в доме пустынно, а на многолюдной улице одиноко? Образ представлен в развитии. С чужими насторожен, недоверчив (много раз обманут?). Привыкнув – услужлив и без лести предан. Заметно, что человек всю жизнь работал не за деньги, а за грамоты и доброе слово. Вот и помогает людям по душевному порыву.

Оттаяв, прижившись к месту, превращается в бескорыстного служаку не без шарма добродушия. Чем не служебная овчарка? Всегда будет защищать своих. Даже в ущерб себе!

Троица «героев-кошек» также представлена в пьесе яркими типажами: это классическая современная тёща-бабушка Софья Аркадьевна (актриса Анна Аленчева). Стильная, моложавая и самоуверенная женщина без возраста. Почему одинока при таких зримых достоинствах? Так ведь кошка же! Только себя слышит. Себя любит-уважает. О себе сначала подумает, а уж потом, непременно, (остаточно) – о других. Ну и коготки (язычок в нашем случае)… Этакий домашний Наполеон: несёт голову гордо; знает про всех, как им жить и с кем им быть. Наделена автором свойствами своевольной и избалованной кошки.

Из породы «кошачьих» и начальник главной героини – потенциальный любовник, редактор издательства (артист Александр Миронов). Самовлюблён, самодостаточен, сам с собою счастлив. Зачем ему «вторая половина»? Он сам – целое! Никогда не догадается, как порадовать близко стоящего… Да и не станет догадываться… Зачем? «Лучший твой подарочек – это Я!» Ему интересен только он сам. Поэтому гладиться даёт, но внутри холоден. Без подсказки цветов не купит.

Бывший муж Вероники (артист Александр Столяров) – типичный мартовский кот. Обстоятельства весеннего гона выше его сил. Изменил, сам не понял, зачем и почему, «так получилось» – очнулся в инфарктном отделении больницы, потому и не успел покаяться, остался за бортом семьи на долгих семь лет.

Люди-«кошки», конечно же, ничем не хуже других. Они просто другие. Они по-своему украшают наш мир. Гуляют сами по себе. Дают себя любить и гладить по шерсти. Дозволяют собой любоваться и восхищаться, 24 на 7, бесконечно. Они не лезут в драки за своего хозяина, хотя за себя могут постоять даже против зверя и пострашнее человека…

Для одних людей верность, долг, служение – не атавизм, не отпавший хвост. Не мешающее обязательство. Это их простые, природные, изнутри прорастающие качества, традиции, устои.

А для других важнее индивидуальные чувствования, личностные переживания…

Зачем им бои местного значения? Вместе они не-деля совместной жизни в одном времени и пространстве. Вот и не надо их делить.

Тем не менее, герои спектакля в конце концов организовали собой законченное единое. Сумели стать семьёй из трёх поколений. А ведь задача, с точки зрения психологии, была не из простых!

Философия поступка

Духовный и идеологический родоначальник театра «Русский стиль» – Михаил Бахтин, и мировая общественность уже начала подготовку к его 150-летию. Знаменательно, что среди первых его работ была «К философии поступка». Как звучит, да?! Теория осознанного, осмысленного действия!

Запомнился наш земляк Бахтин и как создатель концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. И как автор теории универсальной народной смеховой культуры. А родился в Орле 17 ноября 1895 года. Будем знать, станем помнить.

Выдающийся мыслитель ХХ века словно диктует своим питомцам: важно «взглянуть на прошлое сквозь призму настоящего, предугадать будущее, «стереть случайные черты» и обозначить реальные вехи времени».

Так на том театр и стоит. С юбилеем!

Фото: Олеся Суровых

Последние новости

В Орле работает виртуальный атлас рабочих мест

Разработка принадлежит преподавателям ОГУ. Преподаватели Орловского государственного университета Алексей и Жанна Климовы, специализирующиеся на трудоустройстве молодежи, создали атлас рабочих мест.

Подписано Генеральное соглашение между профсоюзами, работодателями и правительством до 2026 года

25 апреля в рамках съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялось подписание Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов,

Орловцы продегустировали продукты местных производителей

Выставка-дегустация открылась в Городском парке. Фото: пресс-служба губернатора и правительства Орловской области Сегодня здесь стартовал новый сезон – уже 201-й по счёту.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *