В Орловском колледже культуры и искусств прошла творческая встреча с фотохудожником Сергеем Чупахиным
Целый ворох отпечатанных фотографий на столе, аккуратно разложенные фотосерии на партах, висящие на стенах работы, каждую из которых можно долго рассматривать, смаковать детали и наслаждаться прекрасно переданной атмосферой.
Пейзажи из путешествий на Таймыр, остров Диксон и в Забайкалье, портреты творческих людей, роскошная серия, посвящённая орловскому аэроклубу… Каждая фотография говорит о том, что её сделал мастер.
Само слово «фотография» означает «светопись», и во многих работах Сергея Чупахина это ощущается очень отчётливо - будь то цветное или чёрно-белое изображение. За полвека работы со снимком он сделал вывод, что лучший свет - естественный солнечный. Именно он дарит красивейшие моменты. Вот, например, проём городской арки или портрет манекенщицы, где так гармонично переплетаются узоры блузки и тени от решётки на стене. А вот чёрно-белый портрет старушки, где видны часть лица, рука и складки одежды. Кажется, что это - гениальная в своей простоте картина или скульптура…
Сергей Николаевич сказал, что подготовил своего рода творческий отчёт за 50 лет своей работы с фотографией. Именно к творческим отчётам его с детства приучил наставник - Владимир Петрович Мальков, который вёл фотостудию в орловском Дворце пионеров. Туда Сергей пришёл мальчишкой в далёком 1972 году. Владимир Мальков многих наставил на путь кинооператорства, журналистики, фотомастерства. А у кого-то просто остались любовь к фотографии и добрые воспоминания о годах, проведённых в фотостудии.
- Повезло в жизни тому, у кого в детстве был настоящий учитель, - сказал Чупахин. - Владимир Петрович учил нас любить и понимать искусство, мы постигали историю русской фотографии, фототехнику, оптику и фотохимию, знакомились со специальными видами съёмки, изучали фотографию как вид искусства.
Зимой на лыжах, летом пешком и на велосипедах юные фотографы отправлялись со своим учителем в походы, откуда привозили много снимков - живых, репортажных, хранящих атмосферу и детали своего времени. В творческих отчётах ребята показывали товарищам не только свои снимки, но и зачитывали дневники, ведь выставлялись оценки не только за фотографии (композиция, техника), но и сюжет и литературный язык, а также режиссуру, то есть ведение отчёта и его подачу. В студию Владимир Петрович часто приглашал друзей и знакомых, среди которых были спортсмены, журналисты, кинооператоры, лётчики, тем самым старался максимально развивать кругозор своих воспитанников.
Неудивительно, что после такой серьёзной и многогранной подготовки Сергей Чупахин легко поступил в политехникум им. Моссовета на отделение фототехники и Московский институт (ныне университет) культуры и искусств на кафедру кинофотомастерства. А ещё в его жизни были два года службы в армии, где он также не расставался с фотоаппаратом и всё необходимое для фотодела держал в ящике от снарядов. Остались впечатления от учений, солнечной Грузии, где он служил, и память о сослуживцах. Ну и конечно, много интересных чёрно-белых фотографий.
Фотоудачей можно назвать несколько снимков, где фотограф запечатлел процесс съёмки кино - на улицах Ленина и Пролетарской горе, а также возле завода УВМ. В Орле в 1976 году снимались сцены из фильма «Собственное мнение» (режиссёр - Юлий Карасик). Один из снимков так и подписан: «Собственное мнение». Съёмки 1976 года: на Ленинском мосту Елена Проклова и Валерий Хлевинский во время перерыва в ожидании «режимного света». В ту пору Прокловой было 22 года…
Свой творческий отчёт Сергей Чупахин построил по хронологии. Каждая папка - отдельная тема и эпоха. «Школа», «Армия», «Реклама», «Портрет», «Гламур» и др. Десятки и сотни фотографий... Чупахин делал портреты театральных актёров, снимал спектакли и создавал афиши к ним, фотографировал фотомоделей и создавал рекламные фотографии. И всё, к чему он прикасался, было настоящим искусством. На встрече, куда пришли студенты, изучающие фотовидеотворчество, было сказано много интересного, даны хорошие советы. Например, как необходимо грамотно вести архив и самое ценное печатать на бумаге, ведь что-то может легко сгинуть в «электронном апокалипсисе». Чупахин говорил, что самые хорошие фотографии получаются, когда ты ведёшь себя не как сторонний наблюдатель, а становишься частью события, попадаешь в его эпицентр, когда сам прочувствуешь ситуацию и станешь своим для тех, кого фотографируешь. Вдвоём с другом он прошёл 150 километров по тайге, прыгнул 133 раза с парашютом, налетал 50 часов на планерах, проехал в грузовике до Таллина и обратно, чтобы запечатлеть будни дальнобойщика…
Сергей Чупахин признаёт, что 90% успеха фотографии - это постановочная работа, правильная и выгодная организация схемы освещения. Но также любит и «мимолётные натюрморты» - когда, например, сильный ветер вдруг опрокидывает на стол банку с букетом сирени…
…С течением времени обычная фотография становится бесценной старой. Она хранит детали, которые уходят из повседневности, рассказывает о том, как и чем жили те, что пришёл в мир раньше нас. И фотохудожники работают для того, чтобы оставить нам эту историю.
Автор: Анжела Сазонова
Последние новости
На Орловщине сняли с карантина около 300 свиней из Франции
Животные признаны клинически здоровыми. Фото: Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Об этом сообщили в Управлении Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.
Пчеловоды и рыбоводы получат право на землю
В Орловской области расширят рамки предоставления земли. ИА “Орелград” Как сообщает пресс-служба Орловского облсовета народных депутатов, на прошедшей сессии в первом чтении был рассмотрен важный для региона законопроект.
Бюджет Орловского округа будет дефицитным
Окружные власти определились с характеристиками бюджета на 2025 год. Фото: ИА «Орелград» Бюджет Орловского муниципального округа на 2025 год будет дефицитным – это следует из проекта решения о бюджете,
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения