Роскошь или средство передвижения?
Автор: Александр Воробьев, фото автора Специалисты РИА Рейтинг опубликовали список регионов по доступности покупки машин.
Автор: Александр Воробьев, фото автора
Специалисты РИА Рейтинг опубликовали список регионов по доступности покупки машин. Орловщина в нем в конце – на 72-м месте из 85 возможных. Эксперты, оценив уровень зарплат, посчитали, что всего 8,9% семей нашего региона могут позволить себе купить в кредит и содержать недорогой (до миллиона рублей) автомобиль. Но, видимо, наши земляки о статистике не в курсе. А потому бьют собственные рекорды и среднероссийские показатели по количеству машин на душу населения. Фактически каждый третий орловец владеет авто, которое, судя по всему, ему не по карману. Об этом и не только – в материале «ОВ».
Оторваны от реальности
Прошлый год хорошими новостями не баловал – в России не только увеличился размер утилизационного сбора, но и на фоне ослабевания рубля подросла ставка по займам на покупку машин. Да и сама стоимость четырехколесной не радовала. По оценкам экспертов авторынка, такого масштабного подорожания, как в 2023-м, не было давно.
Казалось бы, это не самое удачное время для покупки стального коня. Но орловцев это не остановило. Как итог в 2023-м Орловская область оказалась в лидерах ЦФО по количеству автомобилей на душу населения – по информации Орелстата, на тысячу жителей приходилось 350 легковых машин (это больше среднероссийского показателя автомобилизации – 326,9 легковушек на тысячу россиян). Мы занимаем третье место, уступив только Тульской и Липецким областям. В общей же сложности за 20 лет орловский автопарк вырос в три раза, несмотря на то, что население 57-го региона за это же время сократилось почти на 184 тысячи человек.
Вместе с ростом автомобилизации, по данным Центробанка, растет и закредитованность наших земляков, в том числе и по автозаймам. Жители Орловщины за «хотелки», которые иначе, как в долг, зачастую не могут себе позволить, отдают в среднем 72% годовой зарплаты на погашение ссуд и займов, подсчитали в РИА Рейтинг. Неудивительно, что на фоне ажиотажного спроса на автокредитование растет и количество неплательщиков, переоценивших свои возможности. Прощать долги банкиры не намерены. Поэтому в попытке вернуть ссудные рубли их представители все чаще обращаются к судебным приставам. Так, например, один орловец за неуплату крупной задолженности перед кредитным учреждением лишился «Ленд Ровера».
Впрочем, рост автокредитов – тенденция общероссийская. Наши соотечественники в 2023-м так спешили стать владельцами машин, что взяли в долг у банков рекордные для этого сегмента 1,13 трлн рублей, сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Причем рост наблюдался как в сегменте новых авто, так и с пробегом.
В целом же, за весь прошлый год затраты на покупку машин (в кредит и за накопленные) составили 8,976 трлн рублей. 35% от этой суммы было потрачено на новые легковые машины (3,131 трлн рублей). Соответственно оставшиеся – это деньги за подержанные (5,845 трлн рублей). В обоих случаях достигнутые показатели стали рекордными.
Эксперты «Автостата» также отмечают, что затраты россиян по отношению к результатам 2022-го подросли. Если по новым машинам они увеличились в 2,1 раза, то по автомобилям с пробегом – на 37%. И цифры явно будут расти. Ведь, как следует из информации агентства, каждый четвертый российский автовладелец в ближайший год планирует поменять автомобиль. Причем доля тех, кто задумал совершить такую покупку в 2024-м, выросла в два раза по сравнению с двумя годами ранее. Кроме того, с тех пор вдвое увеличилась доля респондентов, недавно купивших автомобиль и поэтому не планировавших его менять. Также стоит обратить внимание и на тот факт, что в три раза снизилась доля россиян, которые думают отказаться от эксплуатации машины из-за дороговизны ее содержания.
В этой связи неудивительно, что в 2024-м спрос на займы для покупки стального коня продолжает расти. В феврале банки выдали рекордный месячный объем автокредитов – 171 млрд рублей. Относительно января показатель увеличился на 29,42%, а в годовой динамике – в более чем два раза. Это абсолютный максимум за все время наблюдения с декабря 2013 года, следует из предварительных данных экспресс-мониторинга аналитической компании Frank RG, имеющихся в распоряжении «Ведомостей». Небогатый выбор
Так какие же автомобили пользуются спросом у россиян сегодня? По данным «Автостата», в рейтинге продаж новых и подержанных машин лидирует отечественная «Лада». Россияне выбирают «Самару», «Приору», «Классик» и т.д.
На втором и третьем месте китайские и корейские бренды, интерес к которым растет на фоне санкций на поставку европейских и американских авто. Так, сегодня половина автовладельцев готова стать обладателями «азиата». Пять лет назад на это решились бы всего 6,4%, то есть в восемь раз меньше. Теперь же почти каждый четвертый (26,6%) респондент вынужден купить китайский автомобиль из-за отсутствия альтернатив на рынке.
В ближайшее время структура предпочтений едва ли изменится: китайский автопром продолжит удерживать верхние строчки рейтинга продаж. А вот удастся ли машинам из Поднебесной обогнать продажи российской «Лады», покажет время.
Справка «ОВ»
На фоне того, что автомобили продолжают расти в цене, российские водители в целях удешевления отказываются от ряда опций. На первом месте электропривод багажника. На второе за «ненужностью» россияне поставили камеру кругового обзора. Следующие в рейтинге – обогрев руля, система помощи при парковке, круиз-контроль и система помощи при трогании на подъеме. Ради удешевления автовладельцы готовы обойтись также без адаптивных фар и центрального подлокотника, иммобилайзера и обогрева форсунок стеклоомывателя. И это только первая десятка опций из длинного списка, которые автомобилисты посчитали ненужными.
Последние новости
Пожар локализован в деревне Куликовка
Сотрудники МЧС успешно справились с огнем в населенном пункте.
Конкурс юных инспекторов дорожного движения в Ливнах
Участники продемонстрировали свои знания и навыки в области безопасности на дороге.
Новые инициативы в Орле
Обсуждение важнейших вопросов на заседании облсовета
Одноразовые станки: советы по выбору
Как выбрать одноразовые станки для покупки?