Как открыть гостиницу и что для этого нужно?

Как открыть гостиницу и что для этого нужно?

Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет по всей России, привела к реставрации старых гостиниц и строительству новых, многие из которых будут под международными брендами. В итоге конкуренция между гостиницами значительно возрастет как на время проведения чемпионата, так и после. Это означает, что людям, желающим открыть свою гостиницу, следует тщательно все обдумать.

Итак, какие же шаги необходимо предпринять для открытия гостиницы? Рассмотрим несколько ключевых этапов:

Этап 1: выберите форму юридического лица. Крупные гостиницы, включая те, что планируются как франчайзинг, требуют образования ООО. Если вы планируете открыть мини-гостиницу (с фондом до 50 номеров), то достаточно зарегистрировать ИП. Если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, вам необходимо зарегистрировать соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиницы с рестораном код по общероссийскому классификатору — 55.11, для гостиниц без ресторанов — 55.12.

Этап 2: выберите систему налогообложения. Если вы открываете гостиничное предприятие, то вы можете воспользоваться УСН - упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку. Эта система подходит, по крайней мере, до тех пор, пока размер ежегодного дохода вашей гостиницы не превысит 150 миллионов рублей. В ином случае вам необходимо применять общую систему налогообложения. Для малых гостиниц ИП может сочетать УСН и ЕНВД.

Этап 3: выберите и обустройте помещение. Наиболее оптимальным вариантом для малых гостиниц является выкуп и перепланировка помещений. Среди помещений, которые можно использовать для гостиницы, можно выделить этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые, прачечные. Если же вы планируете отдельно стоящую гостиницу, то выкуп особняка, коттеджа будет оптимальным вариантом. Экономически выгоднее строительство гостиницы с нуля, однако и аренда долгосрочного типа также может являться хорошим вариантом.

Важно заметить, что при выкупе жилых помещений требуется их перевод в нежилой фонд (статья 288 ГК РФ). Кроме того, строительство, ремонт и другие работы, связанные с обустройством помещений под гостиницу, должны проводиться в соответствии со строительными, санитарными, экологическими нормами и требованиями безопасности.

Этап 4: подберите персонал. Для мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава: управляющего, администратора (портье), владеющего английским языком, горничной и технического персонала, который может заменить подрядную организацию, оказывающую ремонтные и клининговые услуги. Чтобы управлять гостиницей большего размера, потребуются охрана, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, отдел бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по решению управляющего (владельца отеля).

Этап 5: организуйте маркетинговую кампанию. На начальной стадии для привлечения клиентов в новую гостиницу подойдет размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах заключение договоров с турфирмами является эффективным методом.

Весь этот процесс составляет бизнес-план нового предприятия и необходим для его ликвидности.

При составлении бизнес-плана для гостиницы следует прежде всего определить концепцию будущего предприятия.

Концепция гостиницы включает в себя составляющие, такие как:

  • статус гостиничного объекта;
  • месторасположение;
  • номерной фонд;
  • площадь и вместимость, включая площадь автостоянки и дополнительных помещений при отеле;
  • этажность;
  • штат работников;
  • среднегодовой уровень загрузки, сезонность;
  • цены на проживание и дополнительные услуги, а также другие показатели.

Важно продумать концепцию гостиницы с учетом реальной ситуации на рынке гостиничных услуг. Также важно выбрать тот сегмент, который будет пользоваться наибольшим спросом в данном регионе, и сформировать такую конфигурацию отеля, которая позволит выдержать конкурентную борьбу.

При выборе формы предприятия нужно провести маркетинговый анализ и учитывать макропоказатели, такие как:

  • инвестиционная привлекательность рынка;
  • характеристика существующего гостиничного фонда: количество предприятий, их соотношение по типам, динамика количества гостиниц и номерного фонда;
  • характеристика спроса: определяющие факторы, сезонность, наполняемость гостиниц;
  • цены на гостиничном рынке, их динамика в течение года;
  • тенденции развития рынка.

Необходимо более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка и проанализировать количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, услуги и цены. Чтобы собрать аналитику по конкурентной среде, можно обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса. Там можно также рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.

Однако для адекватного расчета издержек и доходов необходимо опыт, либо свой, либо чужой. Специфическими показателями для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса являются вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги, а также план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.

Если результаты расчетов в бизнес-плане соответствуют ожиданиям, можно переходить к реализации проекта. Однако на этом этапе нужна предварительная подготовка, включая сбор всех необходимых документов, соответствующих требованиям законодательства.

Открытие гостиницы – процесс, требующий не только финансовых вложений, но и компетентной подготовки документов, необходимых для ведения бизнеса в этой сфере. Рассмотрим основные блоки документации.

Первым шагом будет оформление правоустанавливающих документов на помещение и земельный участок в соответствии с действующим законодательством. Далее нужно получить свидетельство о регистрации предприятия и постановку на учет в ФНС.

Если планируется строительство нового здания, необходимо получить разрешительную документацию на строительство. Для этого потребуется предоставить кадастровый и ситуационный планы земельного участка, справку об отсутствии арестов на участок, лист согласований с коммунальными службами, планировочную схему участка, проект здания, договор подряда со строительной организацией. Если же требуется разрешение на перепланировку, то нужно заявить о своем намерении органам местного самоуправления и предоставить техпаспорт помещения. После получения разрешения на перепланировку разрабатывается проект перепланировки, который в свою очередь согласуется с администрацией и приводится в действие по получении разрешения на начало работ. После проверки объекта относящимися к контрольным органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.

Добровольной процедурой является сертификация гостиницы и присвоение ей категории «звездности». Гостиничный бизнес в РФ не подлежит обязательному лицензированию, но требует соответствия определенным стандартам. Требования к гостиницам разных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения…». Владелец гостиницы может самостоятельно решить, нужен ли ему сертификат соответствия или нет. При наличии такого желания, сертификат можно получить в одной из местных сертифицирующих организаций. С 2019 года планируется введение обязательной классификации гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, с 2020 года – с номерным фондом более 15 номеров, с 2021 года – всех остальных гостиниц.

Важным блоком документов являются лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Необходимо также иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями по результатам проверок, а также документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции.

Дополнительно, следует получить разрешение на рекламу и зарегистрировать вывеску в органах местного самоуправления. Важен также пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг). Предметом договора могут быть коммунальные услуги, вывоз мусора, охрана помещения, инкассация, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание.

Не менее важным является наличие документов для внутреннего пользования, устанавливающих порядок оказания услуг, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схему эвакуации при пожаре, книгу отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.

Если все формальности выполнены, остается только приступить к созданию интерьера гостиницы. Это творческий этап, который должен включать в себя вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Разумное планирование и организация гостиничного бизнеса гарантирует его успешность и популярность у постояльцев.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *