В Орле открылась феерическая выставка полотен Босха и Брейгеля
13 февраля в Орловском музее изобразительных искусств открылась выставка репродукций картин «Босх и Брейгель.
Все работы выполнены в технике жикле. Она значительно отличается от работ профессиональных художников-копиистов. Жикле – это не подражание и имитация картин, а факсимильное воспроизведение подлинника путём сложнейших технологий.
Выставка расположена в двух залах: в первом – произведения Питера Брейгеля Старшего (25 картин), а во втором – работы Иеронима Босха (19 художественных полотен), а также по одной графической работе.
Волшебство, сила воспроизведения, какая-то сказка открываются зрителю с первого взгляда. Все копии картин снабжены подробными описаниями и комментариями сюжетов работ мастеров на русском и английском языках. Это даёт возможность полноценно погрузиться в атмосферу времени, творчества и мыслей живописцев.
Директор музея изобразительных искусств Светлана Четверикова пояснила, что она ещё несколько лет назад была против выставок неоригинальных произведений в стенах музея, так как оригинал и музей – это два синонима. Но когда в музее три года назад были представлены репродукции Ван Гога, стало понятно, что такие выставки нужны и их ждут.
«Есть мастера, как, например, Босх и Брейгель, – пояснила Светлана Анатольевна, – чьих работ практически нет в собраниях музеев на территории России. Такие выставки проводятся для любителей прекрасной живописи, но не имеет возможности выехать за границу. Посетители выставки могут увидеть произведения художественного искусства не в альбомах, не в Интернете, а максимально приближенные к натуральной величине картины и почувствовать масштаб работы художника».
Мистика, аллегория, символика – вот что отличает работы нидерландских художников прошлых веков. До нашего времени дошло очень мало произведений этих двух художников: Иеронима Босха – около 25-ти работ, а Питера Брейгеля Старшего – чуть больше сорока картин. На выставке каждый посетитель может познакомиться с биографиями живописцев и с их творческим методом.
– Центральная картина в зале мастера Питера Брейгеля старшего – это «Вавилонская башня». Это сюжет, который рассказывает и объясняет появление разнообразие различных языков. Бог решил наказать людей за гордыню, которые решили построить башню до небес и тем самым уровнять себя с Богом. В один из моментов строители башни перестают понимать друг друга. Питер Брейгель старший обращает наше внимание на то, что ещё недостроенная башня уже начинает разрушаться, – экскурсию на открытии провела Елена Сергиенко, научный сотрудник музея ИЗО, куратор выставки.
По творчеству Брейгеля можно судить о том, как одевались люди его времени, чем они занимались и увлекались, как отдыхали. Всегда он обращал внимание на детей. И тому подтверждение картина «Детские игры». Это многоплановый сюжет, который показывает, какие игры были популярны у ребят. Есть предположение, что он долгое время наблюдал за детьми, за их занятиями, а потом это всё перенёс на полотно. На картине показана 91 игра. Многие занятия нам незнакомы, но до сих пор дети играют в жмурки, догонялки, чехарду, метание ножичков.
Или произведение «Фламандские пословицы». Здесь одновременно очень органично соединилось художественное осмысление пословиц, шуток и острот на повседневные темы. Внизу на небольшой картине указаны номера, которым соответствуют персонажи.
Елена Валерьевна продолжает рассказ, теперь о произведениях Иеронима Босха, и привлекает наше внимание к одной из последних работ – «Блудный сын», которая относится к последнему, третьему периоду деятельности живописца:
– К этому сюжету обращались множество художников, начиная с XIV столетия. Его не обошёл в своём творчестве Босх. Что примечательно: для многих художников сюжет картины «Блудный сын» ставится как бы заключительной. Чтобы не происходило – всё равно я возвращаюсь в отчий дом. Стоит обратить внимание на то, во что обут путник, во что одет. Он оборачивается назад к дому, и нам стоит задуматься о своём пути. Но знать и помнить, что единственное место, где нас ждут – это отчий дом. А вот работа «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Всевидящее Око Иисус Христос в центре, от него исходят мощные лучи, которые показывают, что чтобы мы ни делали – за нами наблюдает Бог. Изначально это работа задумывалась как столешница, поэтому она имеет такую форму, но никогда ею не была.
Выставка репродукций картин «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны» открыта в ОМИИ по 22 марта, справки по телефонам: 76-05-86, 76-27-41.
Мария Никитина,
фото автора
Последние новости
Проблемы городской инфраструктуры в Тюмени
Тюмень сталкивается с растущими вызовами в области инфраструктуры.
Всемирный день борьбы с инсультом: важность профилактики и лечения
Системный подход к проблеме инсульта в области здравоохранения
Приговор по делу о мошенничестве в Орле
Суд признал виновными бывшего директора и его заместителя в мошенничестве на сумму более 36 миллионов рублей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований