От благородных людей – до обитателей лесов: в «Свободном пространстве» поставили комедию А.Н. Островского

На орловских подмостках режиссёр из Москвы представила премьеру – спектакль «Лес» по одноименной пьесе А.Н.

На орловских подмостках режиссёр из Москвы представила премьеру – спектакль «Лес» по одноименной пьесе А.Н. Островского: 5-6 апреля Вера Анненкова вместе со зрителями оценила игру на уровне «театра в театре». Фото: Олеся Суровых/«Пять звезд. Орёл»

В Год театра как нельзя кстати придётся постановка по классическому произведению о том мире, где роли выходят на первый план, заслоняя собой истинное человеческое лицо. И каждый не одну играет роль...

Помещице Раисе Павловне Гурмыжской (Ирина Агейкина) есть где разыграться. И такая игра – в квадрате – полезный опыт и, безусловно, подарок артистке «Свободного пространства». На глазах у благодарной публики в лице соседей (Станислав Иванов, Олег Семичев) она принимает облик благодетельницы для воспитанницы Аксиньи (Елена Симонова, Ольга Виррийская) и взятого на содержание гимназиста без диплома Алексея Буланова (Максим Громов). На самом деле ей жаль дать денег за бесприданницу, чтобы устроить судьбу бедной девушки. А за молодого человека она, безутешная вдова, собирается замуж, но, чтобы избежать кривотолков, хочет обернуть ситуацию так, будто живёт он в доме на правах жениха Аксиньи.

Перед Иваном Петровичем Восмибратовым, купцом, торгующим лесом (Сергей Козлов, Альберт Мальцев), она то надевает маску бережливой хозяйки, у которой каждый рубль на счету, то хитрит и женским обаянием пытается оформить сделку в свою пользу.

В глазах родственника Геннадия Демьяныча Несчастливцева (заслуженный артист РФ Валерий Лагоша) она женщина кроткого нрава, заслуживающая уважения и всяческой заботы. Но Гурмыжская только и думает, как бы ей списали долг и не мешали распоряжаться состоянием.

Подыгрывают помещице, каждый на свой лад, хитроватая ключница Улита (Ольга Чибисова) и исполнительный лакей Карп (Олег Котов, Владимир Крашенинников).

Во время спектакля Гурмыжская переодевает несколько платьев, красуясь словно на подиуме, превращаясь из печальной вдовы строгих убеждений в цветущую женщину со вкусом, добившуюся мужского внимания (художник по костюмам Клёна Родкевич осовременила эпоху, размыв временной контекст). Гурмыжская не просто актриса – она состоявшийся режиссёр и сценарист, написавшая счастливый финал своей пьесы (и по части финансов удалось избежать трат, и личную жизнь устроила, как хотела). Вот только место действия этого произведения – сыр-дремучий бор, «лес», как называет это общество Островский словами Несчастливцева, где «старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных». И благородство в таком лесу... не водится: подлинные артисты одной только своей профессией вызывают у подобного общества, погрязшего в лицемерии и ханжестве, презрение и брезгливость.

Пьесы А.Н. Островского имеют интересую творческую судьбу с самого появления. Более того, он, опытный драматург, прекрасно разбирался в искусстве слова, обращённого в зал, хорошо понимал актёрскую природу и знал тайны закулисья. Театр и сам не раз становился героем пьес литератора. К примеру, таких как «Лес» (1871), «Комик XVII столетия» (1873), «Таланты и поклонники» (1881), «Без вины виноватые» (1883).

В комедии «Лес», полной социальной сатиры, обличителями пороков помещицы и её окружения выступают провинциальные служители Мельпомены с говорящими фамилиями – Счастливцев (Николай Рожков) и Несчастливцев. Они «закольцёвывают» действо: с появления бродячих артистов, пребывающих в вечных поисках работы и куска хлеба, в зале оно начинается, их же финальными репликами, обращёнными как к персонажам, так и непосредственно в зал, оно и завершается. Трагик и комик (за этими амплуа скрывается соответствующее мировоззрение) на фоне «заигравшегося» провинциального общества смотрятся оригинально именно за счёт искренности, которую вкладывает в их уста автор.

Конечно, Несчастливцев – резонёр, и современному зрителю, может быть, странно слышать слова обличительные, столь прямо брошенные публике, с цитатами из Шиллера:

«Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы. Когда у меня деньги, я кормлю на свой счет двух-трёх таких мерзавцев, как Аркашка, а родная тётка потяготилась прокормить меня два дня. Девушка бежит топиться; кто её толкает в воду? Тётка. Кто спасает? Актёр Несчастливцев! «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь! Львы и леопарды питают детей своих, хищные враны заботятся о птенцах, а она, она!.. Это ли любовь за любовь? О, если б я мог быть гиеною! О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»

Тем не менее режиссёр идёт вслед за Островским, не сокращая текст, не умаляя долю прямого  морализаторства и соглашаясь с оценкой персонажей. Символично, что подлинных актёров Счастливцева и Несчастливцева от потревоженных «обитателей лесов» отделяет прозрачная стена – проекция со спутанными ветками (и впрямь в жизни у помещицы и её окружения всё так сплелось, что игру можно принять за реальную жизнь и наоборот, Гурмыжская и сама подмечает – «Играешь, играешь, да заиграешься...»).

Отметим, что над оформлением сценического пространства  трудился художник-сценограф Сергей Тимонин, служащий в Большом театре и Московском областном театре драмы и комедии. Дощатый, под наклоном, полукруг, как место, где разыгрываются страсти, голубятня с живыми птицами, импровизированный «деловой кабинет», где идёт торг лесом, – всё это уместно вовлечено в действо. 

На премьере 5 и 6 апреля режиссёр Московского Областного государственного театра драмы и комедии Вера Анненкова поблагодарила труппу орловских артистов, своих помощников, работавших над постановкой, а также терпеливого зрителя, способного не только три с половиной часа усидеть в кресле, но ещё и активно вникать в происходящее, а в финале встретить спектакль бурными аплодисментами. В «Свободном пространстве» надеются на долгую сценическую жизнь «Леса» по А.Н. Островскому.

ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)

Последние новости

Осужден участник преступной схемы о мнимых ДТП

Виновным в мошенничестве признан житель Верховского района. Он являлся участником преступной схемы по обману доверчивых граждан — звонил потенциальным жертвам, сообщал, что их родственники и знакомые совершили ДТП,

Орловский учёный объяснил феномен катехона

Свой доклад он озвучил на междисциплинарной научной конференции. Фото: oreluniver.ru Владимир Петрунин, доцент кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности ОГУ имени И.С.

Факультет среднего профессионального образования провел спортивный праздник «СПО за ЗОЖ»

Факультет СПО провел спортивный праздник «СПО за ЗОЖ». Участники  провели время на свежем воздухе, состязаясь в шахматах, волейболе, дартсе и других дисциплинах.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *