13.10.2019

Душа на кончиках пальцев

В этой женщине всё восхищает. Она талантлива и обаятельна. У неё прекрасное чувство юмора.

В этой женщине всё восхищает. Она талантлива и обаятельна. У неё прекрасное чувство юмора. Она всегда красива. Как многие актрисы, следит за собой: причёска, макияж. У неё удивительно приятный голос, с таким редким в сегодняшние дни благородным тембром, и слушать её - одно удовольствие.

Она предана своему театру и  вместе с  ним вот уже сорок четвёртый сезон. А  на счету этой замечательной актрисы  - более 250  ролей.

При всей уверенности, что Галина Владимировна непременно предстанет интересной, признаться, боялась, как пройдёт эта встреча. В  зале библиотеки собрались старшеклассники и  студенты, люди взрослые и,  как водится, дерзкие. Но Самойлова с  первых минут общения расположила аудиторию к  себе. Она словно вытащила из нас, взрослых, нет, лучше сказать так: мягко, осторожно, с  улыбкой вывела из душевных глубин того вечного ребёнка, что живёт в  каждом из нас. И  было сказочно приятно дружно, со всем залом смеяться. И  была до слёз трогательна история рождения театра, которую поведала актриса.

Театр образовался в 1943  году, когда Орёл только что был освобождён от немцев. На стенах полуразрушенных домов появились скромные афиши, сообщавшие о  том, что кукольный театр открывает свой первый сезон спектаклем «По щучьему велению». Галине Самойловой довелось работать с  Ольгой Аболмазовой, той, что с  несколькими другими девчонками, которых собирались угнать в  Германию, решили сделать спектакль для детей Орла военного времени.

Костюмы для кукол перешивались из скромных платьев актрис. Представления зачастую давались под открытым небом или в  помещениях, где из дыр в  крышах падал снег. Спектакли игрались в  сёлах и  госпиталях. И  солдаты, которые ещё недавно сражались в  боях, не раз видели кровь и  смерть, улыбались как дети, смотря на весёлых и  живых кукол…

У Галины Самойловой талант не просто хорошо «играть» с  куклой, а  именно оживлять её. И  дело не в  опытности кукловода, который чётко передаёт пластику или дарит кукле характерный голос. Она словно вдыхает в  неё душу, как ни пафосно это звучит. Как выразилась сама актриса, «душа словно устремляется в  кончики пальцев и  переходит в  куклу».

А иногда за спектакль приходится выводить к  зрителю несколько персонажей, каждый из которых со своим характером, голосом и  пластикой. Например, в  одном спектакле Галина Владимировна играла пять ролей: Бабу-Ягу, Красу, Няньку, Разбойника и  Маленького Поросёнка.

А порой, наоборот, нужно впятером, целой дружной командой вести одну куклу, если она сложная. Ну например, жучок-паучок, у  которого все лапки должны двигаться. Или если кукла исполняет танец, когда в  движении задействовано всё  - голова, туловище, руки, ноги, глаза… И  тут важна слаженность. Кто-то один выбился из гармонии, и  это сразу ощущается.

Галина Владимировна вспоминает тот волнительный момент, когда ей, молодой актрисе, первый раз доверили участвовать в  спектакле. Она вела… силуэт из спектакля «Грабёж» по Лескову. Ночь, метель и  силуэты героев вдали…

Но даже и  в  этом малюсеньком эпизоде нужно быть внимательным, строго держать уровень куклы и  в  то же время посматривать под ноги  - мало ли что. Но самое удивительное лично для меня  - как у  актёров-кукольников хватает сил держать долго поднятыми руки? Вот сами попробуйте возьмите небольшую книжку или даже просто поднимите руку и  подержите её вверху пару минут. А  если больше? А  если в  руке кукла? У  артистов есть свои хитрости. Они то быстренько перекладывают куклу из руки в  руку, то встряхнут, то взмахнут рукой, и  та успевает немного отдохнуть.

Куклы бывают разные, в  том числе и  низовые, марионетки например. Или планшетные, когда артист и  кукла находятся на одном уровне.

- А вообще, куклы часто смотрят на нас сверху вниз, снисходительно,  - признаётся актриса.  - И  приходится именно нам, людям, под них подстраиваться, вытаскивать из своей артистической копилки то, что подойдёт и  понравится конкретно этому персонажу.

А в  «копилку» Самойлова собирает не только артистический опыт, но и  просто свои человеческие наблюдения. Порой, сидя на лавочке в  сквере и  смотря на проходящих мимо людей, она замечает интересную походку или забавную гримасу. Тут нужно уметь наблюдать и  видеть, что, впрочем, является ценным качеством не только для артиста, но и  для человека вообще.

Кто-то, возможно, думает, что артисты-кукольники  - это словно «братья меньшие» в  артистической среде. Мол, и  зритель-то у  них от трёх до пяти, что называется, и  лица их часто скрыты за ширмой. Однако актёры кукольного театра, как и  артисты живого плана, так же учат сценическое движение, так же владеют вокалом, обладают всеми теми же талантами. И  нужно постоянно работать, чтобы быть в  форме. А  что касается зрителя…

- Нам достался самый лучший зритель  - искренний, верящий, добрый!  - с  восхищением говорит Галина Самойлова.  - Помню случай, когда на спектакль «Колобок», который игрался в Пасху, ребёнок принёс с  собой кулич для лисы, чтобы та не ела колобка.

Вообще, кукольный театр  - это сказочное место, где доброты и  света так много, что мир представляется уже не таким унылым, холодным и  злым. У  входа в  зрительный зал есть небольшая площадка с  механическими шевелящимися куклами. Со своими любимцами  - тремя медведями малыши делятся самым дорогим и…вкусным  - конфетами или печеньями. А  однажды работники театра обнаружили рядом с  мишками детские носочки. И  эти чистосердечные порывы вовсе не смешны, это  - проявление того прекрасного и  искреннего, что заложено в  нас и  что, увы, мы со  временем часто теряем.

Галина Самойлова  - счастливый человек. Она живёт и  работает в  поистине волшебном месте. Она и  сама  - добрая волшебница, умеющая перевоплощаться и  этим отогревать и  радовать сердца. Она обожает свою работу и  признаётся, что если бы начинала жизнь сначала, ничего не стала бы в  ней менять.

Автор: Анжела Сазонова

Последние новости

Как подключиться к программе долгосрочных сбережений

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) – это финансовый сберегательный инструмент, который предполагает прямое участие государства в накоплениях средств.

В России увеличилось количество субъектов малого и среднего бизнеса

В России резко выросло количество компаний малого и среднего бизнеса (МСП).

Новости

Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 64766 на рассмотрении 6004 решено 58762 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим

Card image

Как аутсорсинг может повысить эффективность вашего бизнеса

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *